порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства - перейти на главную страницу сайта
Адвокат Зайцев Алексей Васильевич
юридические услуги, консультации, помощь адвоката
юридическим лицамгражданамабонентское обслуживаниеполезноевопросы и ответыобо мнецены


Закон защищает
каждого,
кто может
нанять
хорошего адвоката (неизвестный
автор)





вопросы и ответы | порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства

Порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства

Вопрос: Каков порядок регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства?

Ответ: Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Законом о праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения установлена обязательность регистрации по месту жительства для всех граждан, которые постоянно либо преимущественно проживают в том или ином жилом помещении. За проживание по месту жительства без регистрации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 1500 до 2500 рублей.

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию. В тот же срок и в том же порядке должен действовать гражданин, ранее не имевший постоянного места жительства и у которого оно возникло.

Ответственными за регистрацию граждан по месту жительства (а также по месту пребывания) являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Это должностные лица следующих организаций (в зависимости от того, к чьему ведению относятся жилые помещения):

- жилищно-эксплуатационных организаций (ЖЭУ);

- жилищно-строительных и жилищных кооперативов;

- товариществ собственников жилья;

- гостиниц, кемпингов, туристских баз, санаториев, домов отдыха, пансионатов, больниц, домов-интернатов для инвалидов, ветеранов, одиноких и престарелых, гостиниц-приютов и других учреждений социального назначения;

- акционерных обществ и других коммерческих организаций, имеющих жилой фонд;

- других государственных и муниципальных организаций и учреждений, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления.

В случае если при жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, отсутствуют жилищно-эксплуатационные организации (например, небольшой многоквартирный коттедж), то обратиться следует к гражданам - собственникам этих помещений или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений (например, представителю заказчика-застройщика).

При обращении необходимо представить:

- документ, удостоверяющий личность гражданина России (паспорт гражданина России; удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов); военный билет - для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту; справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы);

- свидетельство о рождении детей (если есть дети, не достигшие 14-летнего возраста). Дети, достигшие 14 лет, обязаны иметь паспорт гражданина России и поэтому должны подавать заявления на регистрацию от себя лично;

- заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

- заполненный листок прибытия в трех экземплярах. В городах - центрах субъектов Федерации адресные листки прибытия заполняются в двух экземплярах. По смыслу законодательства Российской Федерации листки прибытия должны заполняться должностными лицами, ответственными за регистрацию, а не гражданами, однако на практике листки прибытия заполняются именно лицами, обращающимися для регистрации. В любом случае бланк листка прибытия должен быть предоставлен должностными лицами, ответственными за регистрацию, бесплатно;

- оригинал или заверенная копия документа, являющегося основанием для заселения в соответствующее жилое помещение (свидетельство о праве собственности на жилое помещение, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, ордер на вселение, договор найма, решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление собственника, предоставившего гражданину жилое помещение либо иной документ). В случае если представляется копия документа, то она должна быть заверена нотариально либо органом или организацией, выдавшими этот документ. Например, оригинал решения суда представить невозможно в принципе, так как он хранится в судебном деле. На руки лицам, участвующим в деле, выдаются копии, заверенные подписью судьи (или иного должностного лица суда). Оригиналы или заверенные копии документов, являющихся основанием для вселения, представляются на обозрение, т.е. без изъятия. Дополнительно, как правило, потребуется представление обычных ксерокопий этих документов для приложения их к учетному делу.

Необходимо иметь в виду, что для вселения и регистрации по месту жительства в жилых помещениях, которые используются другими гражданами на правах социального найма (жилые помещения государственного и муниципального фонда), необходимо письменное согласие нанимателя, всех членов семьи нанимателя, в том числе отсутствующих (в этом случае предоставляется нотариально удостоверенное согласие). Если осуществляется вселение иных (кроме супруга, детей и родителей) лиц, то необходимо также согласие наймодателя, т.е. соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления, в ведении которого находится жилой фонд. При этом наймодатель может запретить вселение граждан в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

Граждане, снявшиеся с регистрационного учета по последнему месту жительства, представляют, кроме указанных документов, адресный листок убытия, выданный по месту последнего жительства. В этом случае они не заполняют ту часть заявления о регистрации по месту жительства, которая относится к снятию с учета по прежнему месту жительства.

Лица, которые по последнему месту жительства были зарегистрированы по иным, кроме паспорта, документам (например, удостоверению личности военнослужащего), представляют также свидетельство о регистрации по месту жительства, которое им было выдано в месте последнего места жительства.

Ранее за регистрацию граждан по месту жительства в соответствии с Законом РФ от 9 декабря 1991 г. "О государственной пошлине" необходимо было уплатить 1 рубль. Поэтому дополнительно в составе пакета документов на регистрацию представлялась квитанция об оплате государственной пошлины. Однако с 1 января 2005 г. в связи с введением в действие главы 25.3 НК РФ (государственная пошлина) указанный Закон был признан утратившим силу, а плата за регистрацию по месту жительства отменена.

Являются незаконными также какие-либо иные требования о плате за регистрацию. Так, в г. Москве долгое время существовал сбор на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в столицу на жительство, установленный Законом г. Москвы от 14 сентября 1994 г. N 15-67, который впоследствии был признан неконституционным и отменен.

После приема документов должностные лица, ответственные за регистрацию, заполняют все необходимые документы, предусмотренные инструкциями (карточки регистрации по форме, поквартирные карточки или вносят соответствующие сведения в домовые (поквартирные) книги, адресные листки прибытия, листки статистического учета мигрантов и отрывные талоны к ним), а затем в трехдневный срок со дня обращения граждан передают все представленные документы вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в ОВИР соответствующего ОВД (УВД).

Работники ОВД (УВД) проверяют представленные документы, правильность и полноту составления адресных листков прибытия, листков статистического учета мигрантов, заполнения карточек регистрации, поквартирных карточек или домовых (поквартирных) книг. Одновременно выясняется наличие обстоятельств, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, препятствующих вселению граждан в жилое помещение (например, отсутствие согласия всех совершеннолетних лиц, проживающих в данном жилом помещении, на вселение лица, которое обратилось за регистрацией).

ОВД (УВД) в трехдневный срок со дня поступления документов регистрируют граждан по месту жительства. В паспортах граждан, регистрируемых по месту жительства, проставляется оттиск штампа по установленной форме. При этом в случае регистрации граждан по месту жительства в населенных пунктах, расположенных на территории пограничной зоны, проставляются оттиски штампа по особой форме, немного отличной от стандартной. Заполняются штампы от руки либо при помощи принтеров.

В штампе указываются следующие сведения:

- наименование субъекта Российской Федерации;

- ОВД (УВД), осуществивший регистрацию;

- слово "зарегистрирован";

- название населенного пункта;

- адрес (улица, номера дома, корпуса, квартиры (при их наличии)), дата регистрации.

Должностное лицо ОВД (УВД), осуществившего регистрацию, ставит в штампе свою подпись.

Штампы регистрации по месту жительства проставляются также в графе "отметки о регистрации по месту жительства" карточек регистрации или соответствующей графе домовых (поквартирных) книг, но с указанием только даты регистрации.

В случаях, когда регистрация производится по иным (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность (например, удостоверению личности военнослужащего), гражданам выдаются свидетельства о регистрации по месту жительства установленной формы, которые заполняются на пишущих машинках или с помощью принтеров. Сокращения и исправления записей не допускаются. Оформленные свидетельства подписываются начальниками ОВИР ОВД (УВД) или их заместителями (а в их отсутствие - начальниками ОВД (УВД)) и скрепляются печатями, применяемыми для оформления паспортов.

Экземпляры адресных листков прибытия помещаются в адресно-справочные картотеки. Листки статистического учета мигрантов передаются в соответствующие органы государственной статистики.

Необходимо обратить внимание на следующее. Если зарегистрированные по новому месту жительства граждане самостоятельно снялись с регистрационного учета по последнему месту жительства (за исключением перемены места жительства внутри республики, края, области, округа) и в их адресных листках убытия было указано, что они выбывают в иную республику, край, область, округ, а не в тот регион, куда они фактически прибыли, в адресно-справочное бюро республики, края, области, округа по последнему месту жительства граждан направляются сообщения произвольной формы, где указывается точный адрес регистрации этих лиц по новому месту жительства. Работники адресно-справочного бюро по получении таких сообщений вносят соответствующие изменения в хранящиеся у них адресные листки убытия таким образом, чтобы прежний текст, указанный в листке убытия, читался.

Явка граждан в ОВД (УВД) для оформления регистрации необязательна, за исключением лиц, имеющих судимость. Паспорт с отметкой о регистрации или иной документ, удостоверяющий личность с приложением свидетельства о регистрации по месту жительства, передается должностным лицам, ответственным за регистрацию, которые передают эти документы зарегистрированным гражданам. Судимые должны явиться в ОВД (УВД) за документами, подтверждающими регистрацию, лично.

При отсутствии какого-либо из документов, являющихся основанием для регистрации по месту жительства, представленные документы возвращаются. При этом должностное лицо, ответственное за регистрацию, разъясняет, какие документы необходимо представить. Гражданам, которым в регистрации отказано, работники ОВД (УВД) обязаны сообщить причину отказа.

Регистрация несовершеннолетних детей, не достигших 14 лет, осуществляется в иной форме, поскольку они не имеют паспортов гражданина России.

Регистрация по месту жительства детей, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних детей. Регистрация осуществляется путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Если несовершеннолетние дети, не достигшие 14-летнего возраста, прибывают к новому месту жительства от одного родителя (усыновителя, опекуна) к другому


Звоните мне:
8 (921) 637-22-84
8 (904) 630-69-50
8 (921) 361-09-23
написать письмо цены задать вопрос

15 февраля 2016г.

Инвестиционное подразделение «Альфа-групп» — компания «А1» — подала три иска против компании «Евродон», занимающей первое место на российском рынке производителей мяса индейки

прочитать подробнее » »


4 февраля 2016г.

Знаковое решение принял Верховный суд России: он признал законным лишение прав водителя, затеявшего ссору с пешеходом.

прочитать подробнее » »



наверх страницы

Адвокат Зайцев Алексей Васильевич
Санкт-Петербург, тел. 8(921)637-22-84, 8(904)630-69-50, 8(921)361-09-23
отправить e-mail