уголовно - правовая характеристика фальшивомонетничества - перейти на главную страницу сайта
Адвокат Зайцев Алексей Васильевич
юридические услуги, консультации, помощь адвоката
юридическим лицамгражданамабонентское обслуживаниеполезноевопросы и ответыобо мнецены
комментарии к законодательству
госпошлины - оплата, размер, особенности
нотариусы Санкт-Петербурга
суды Санкт-Петербурга
прокуратуры Санкт-Петербурга
отделы милиции Санкт-Петербурга
следственные изоляторы Санкт-Петербурга
мировые судьи Санкт-Петербурга
словарь юридических терминов


полезное | комментарии к законодательству | уголовные дела | уголовно - правовая характеристика фальшивомонетничества

Уголовно - правовая характеристика фальшивомонетничества

О предмете преступления

Фальшивомонетничество признавалось тяжким преступлением на всех этапах развития Российского государства. Строгие наказания за фальсификацию денежных знаков установлены и в большинстве зарубежных стран.

Непосредственный объект преступления, предусмотренного ст. 186 УК РФ, - общественные отношения, обеспечивающие право на эмиссию и обращение денег и ценных бумаг только уполномоченными на то органами и субъектами экономических отношений. Иными словами, эти противоправные деяния посягают на установленный порядок:

эмиссии и обращения российских денег (банковских билетов Центрального банка РФ и металлической монеты);

выпуска и обращения государственных ценных бумаг;

выпуска и обращения других российских ценных бумаг;

эмиссии другими государствами своей национальной валюты либо группой государств международной валюты, например евро, и обращения их на территории России;

выпуска ценных бумаг в иностранной валюте и обращения их на территории России.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 2 декабря 1990 г. N 394-1 (с последующими изменениями и дополнениями) монополия на осуществление эмиссии наличных денег и организацию их обращения принадлежит Банку России.

Понятие ценной бумаги дано в ст. 142 ГК РФ. Это - документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Ценная бумага - прежде всего документ, то есть информационная запись, содержащая сведения о фактах, имеющих гражданско - правовое значение, и выполненная на материальном (бумажном) носителе, предназначенная для передачи во времени и пространстве в целях общественного использования. Такое уточнение понятия ценной бумаги дают Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов" от 29 декабря 1994 г. и Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г.

В то же время ст. 149 ГК выделяет ценные бумаги в бездокументарной форме, фиксация прав по которым осуществляется с помощью средств электронно - вычислительной техники либо иным образом лицом, получившим специальную лицензию.

Ценная бумага должна удостоверять имущественные права, то есть право на товар, денежную сумму и т.п.

Осуществление или передача имущественных прав возможны только при предъявлении ценной бумаги либо при обращении к лицу, которое официально совершает записи прав. Таким образом, ценная бумага должна обладать еще одним важным качеством - оборотоспособностью. Для этого она должна быть приспособлена к передаче (обладать свойством передаваемости) - обеспечивать возможность оформления факта изменения субъекта имущественного права, что осуществляется либо путем физической (фактической) передачи ценной бумаги в руки нового владельца, либо в силу п. 2 ст. 142 ГК путем закрепления прав в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).

От ценных бумаг необходимо отличать документы, на первый взгляд, сходные с ними, но не являющиеся таковыми в силу фактической неспособности к обороту воплощаемых ими прав. Так, владелец квитанции о принятии вещей, например, в химчистку может передать ее другому лицу. Однако она дает право лишь на получение вещи, но не на изменение собственника и не на получение эквивалента стоимости. Владелец подобных документов (квитанции ломбарда, проездного билета и т.п.) преследует конкретную цель - обладать теми правами, которые закреплены в них (получить кредит, доехать до станции назначения и т.п.) <*>.

--------------------------------

<*> См. об этом: Плешаков А.М. Ценные бумаги в Гражданском и уголовном праве: преступные злоупотребления и неосновательное обогащение // Адвокат. 1997. N 12. С. 16.

Порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг регламентируется нормативными актами законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, а также действующими актами соответствующих органов бывшего СССР и РСФСР.

В группу негосударственных входят ценные бумаги, выпущенные органами местного самоуправления, акционерными обществами (включая промышленные фирмы, коммерческие банки, инвестиционные фонды и т.п.), векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты и пр.

Порядок выпуска и обращения этих ценных бумаг регулируется Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ, Федеральным законом "О переводном и простом векселе" от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ, другими законами о ценных бумагах.

Порядок обращения на территории РФ национальной валюты иностранного государства либо международной валюты группы государств (например евро), а также ценных бумаг в иностранной валюте регулируется Законом РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. с последующими изменениями и дополнениями.

Изготовление и сбыт поддельных денег или ценных бумаг оказывают негативное влияние на устойчивость государственных денег и эффективное регулирование денежного обращения <*>.

--------------------------------

<*> См.: Постановление N 2 Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг" от 28 апреля 1994 г. // Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. М., Спарк. 1995. С. 565.

Вред причиняется в результате изготовления, сбыта не только российских денег и ценных бумаг, но и иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте. Последние имеют хождение в России, могут обмениваться на российские деньги и ценные бумаги и таким образом оказывают влияние на денежное обращение в нашей стране.

Помимо этого, вред наносится и общественным отношениям, обеспечивающим имущественные интересы потенциальных добросовестных приобретателей поддельных денег или ценных бумаг.

Определяя предмет преступления, следует согласиться с Н.И. Коржанским, наиболее точно изложившим учение об этом правовом институте. "Предмет преступления" - это конкретный материальный объект, в котором проявляются определенные стороны, свойства общественных отношений (объекта преступления), путем физического или психического воздействия на который причиняется социально опасный вред в сфере этих общественных отношений" <*>.

--------------------------------

<*> См.: Коржанский Н.И. Предмет преступления. Волгоград, 1976. С. 17.

Предметом преступления, ответственность за которое предусмотрена ст. 186 УК, являются:

находящиеся в обращении банковские билеты и металлическая монета, выпущенные ЦБ;

государственные ценные бумаги;

другие (негосударственные) ценные бумаги в валюте РФ;

иностранная валюта;

ценные бумаги в иностранной валюте.

Среди ценных бумаг, перечисленных в ст. 143 ГК, прямо названы лишь два вида государственных - государственная облигация и приватизационные ценные бумаги.

Государственная облигация удостоверяет внесение владельцем денежных средств и подтверждает обязательство государства выплатить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги и доходов в виде фиксированной процентной ставки или выигрыша.

Такие облигации были выпущены в связи с Государственным целевым беспроцентным займом 1990 г. <*>, Российским внутренним выигрышным займом 1992 г. <**>. Владельцы (держатели) этих государственных ценных бумаг - физические лица.

--------------------------------

<*> См.: Постановление Совета Министров СССР "О выпуске Государственных целевых беспроцентных займов" от 21 декабря 1989 г. N 1119 // СП СССР. 1989. N 51. Ст. 789.

<**> См: Постановление Правительства Российской Федерации "Вопросы выпуска российского внутреннего выигрышного займа 1992 года" от 5 августа 1992 года N 549 // СП РСФСР. 1992. N 36. Ст. 462.

Ко второй группе государственных облигаций, определяющих взаимоотношения правительства, с одной стороны, и юридических лиц - с другой, относятся облигации Государственного внутреннего 5-процентного займа 1990 г. <1>, Государственного Российского республиканского внутреннего 5-процентного займа 1990 г. <2>, Государственного республиканского внутреннего займа 1991 г. <3>, внутреннего Государственного валютного облигационного займа 1993 г. <4>, Золотого федерального займа 1995 г. <5>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Совета Министров СССР "О выпуске и порядке распространения Государственного внутреннего 5-процентного займа 1990 года" от 29 декабря 1989 г. N 1179 // СП СССР. 1989. N 51. Ст. 812.

<2> См.: Постановление Совета Министров РСФСР "О выпуске и порядке распространения Государственного российского республиканского внутреннего 5-процентного займа 1990 года" от 20 февраля 1990 г. N 62 // СП РСФСР. 1950. N 7. Ст. 89.

<3> См.: Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР "Об условиях выпуска Государственного республиканского внутреннего займа РСФСР 1991 года" от 30 сентября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1991. N 42. Ст. 1344.

<4> См.: Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении условий выпуска внутреннего Государственного валютного облигационного займа" от 15 марта 1993 г. N 222 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 12. Ст. 1002.

<5> См.: Постановление Правительства Российской Федерации "О выпуске государственных ценных бумаг, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота" N 1091 // СЗ РФ. 1995. N 46. Ст. 4447.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 05.11.1995 N 1091 "О выпуске государственных ценных бумаг, предусматривающих право их владельца на получение слитков золота" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 23.12.1996 N 1527 "О признании утратившим силу Постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1091".

Приватизационные чеки <*> - ценные бумаги целевого назначения. Имели номинальную стоимость в рублях, предоставляли владельцу право оплачивать полностью или частично стоимость объекта приватизации. Юридическая природа приватизационных чеков (хотя, как уже было отмечено, они и включены ст. 143 ГК в число государственных ценных бумаг) остается не совсем ясной. Приватизационные чеки обладают свойствами государственной ценной бумаги не в полной мере. В частности, непосредственно не дают их обладателю права на получение от эмитента характерных для государственной ценной бумаги номинальной стоимости и определенного дохода.

--------------------------------

<*> См.: Указ Президента Российской Федерации "О приватизационных чеках" от 14 августа 1992 г. N 914 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. N 35. Ст. 2001.

Закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (ст. 2) предусматривает такую форму государственного долга, как государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг <*>. Были выпущены:

КонсультантПлюс: примечание.

Закон РФ от 13.11.1992 N 3877-1 "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 09.07.1999 N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации".

--------------------------------

<*> См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 3. Ст. 4.

государственные казначейские обязательства СССР <*> - вид размещаемых среди населения ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держателями денежных средств в бюджет и дающих право на получение один раз в год по купонам этого обязательства дохода в определенном размере в течение всего срока владения этими ценными бумагами, а также их нарицательной стоимости;

--------------------------------

<*> См.: Постановление Совета Министров СССР "О выпуске и порядке распространения Государственных казначейских обязательств СССР" от 29 декабря 1989 г. N 1178 // СП СССР. 1989. N 51. Ст. 811.

золотые сертификаты <*> - письменные свидетельства казначейства, удостоверяющие право держателей (как физических, так и юридических лиц) на получение ежеквартального дохода в виде установленной ставки, а при погашении - стоимости сертификата в рублях, исходя из средней цены золота на момент погашения;

--------------------------------

<*> См.: Постановление Правительства Российской Федерации "О продаже золота путем выпуска золотых сертификатов" от 25 сентября 1993 г. N 980 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. N 40. Ст. 3756.

казначейские векселя <*>, удостоверяющие безусловное денежное обязательство Министерства финансов уплатить до наступления срока определенную сумму денег владельцу ценной бумаги. Операции по погашению казначейских векселей производил Центральный банк России по поручению Минфина. В отличие от других видов государственных ценных бумаг вексель характеризуется абстрактностью и бесспорностью. Абстрактность его заключается в том, что он сохраняет свою силу независимо от конкретных обстоятельств, с которыми связана его выдача. Вексельное обязательство бесспорно, так как государство не может поставить платеж в зависимость от наступления какого-либо события;

--------------------------------

<*> См.: Постановление Правительства Российской Федерации "О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерства финансов Российской Федерации" от 14 апреля 1994 г. N 321 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. N 17.

государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО) <*> - вид ценной бумаги на предъявителя, включающей в себя совокупность обязательств по выпускаемым государственным ценным бумагам и по выплате денежных средств Минфином в порядке и на условиях, установленных нормативными актами;

--------------------------------

<*> См.: Постановление Правительства Российской Федерации "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций" от 8 февраля 1993 г. N 107 // Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ. 1993. N 7. Ст. 567.

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.1993 N 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций" утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 790 "Об утверждении Генеральных условий эмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций".

сертификаты Сбербанка СССР <*> - письменные свидетельства кредитного учреждения о вкладе денежных сбережений, удостоверяющие право владельца на получение дифференцированного дохода в зависимости от продолжительности хранения, а по истечении установленного срока - суммы вклада.

--------------------------------

<*> См.: Постановление Совета Министров СССР "О выпуске сертификатов Сберегательного банка СССР" от 20 августа 1987 г. N 977 // СП СССР. 1987. N 34. Ст. 548.

Помимо названных, к государственным ценным бумагам некоторые авторы, например С.В. Максимов, относят и долговые товарные обязательства СССР и РСФСР, должником по которым в силу Федерального закона "О государственных долговых товарных обязательствах" от 1 июня 1995 г. <*> является Российская Федерация <**>.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 23. Ст. 2171.

<**> См.: Л.Д. Гаухман, С.В. Максимов. Преступления в сфере экономической деятельности // М., 1998. С. 70.

К числу таких обязательств относятся:

облигация беспроцентного займа на приобретение товаров народного потребления;

целевой чек на приобретение легкового автомобиля;

чек "Урожай-90";

целевой вклад на приобретение автомобиля;

обязательства государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции.

Практике известны случаи, когда эти ценные бумаги становились предметом преступления.

Так, некий гражданин Е.А. Каплан, намереваясь изготовить и сбыть поддельные облигации государственного целевого беспроцентного займа 1990 г., вступил в преступный сговор с не установленными следствием лицами.

Используя бланк именной облигации N 0009369, Каплан изготовил у себя в квартире поддельную облигацию этого займа. В соответствии с Постановлением Правительства "О государственных долговых товарных обязательствах" от 16 августа 1994 г. N 344 облигация предоставляла право ее владельцу - гражданину России при погашении ее Сбербанком вместо указанного в ней автомобиля "Волга ГАЗ - 2410" получить 60 процентов его стоимости.

На облигации N 0009369 был исполнен рукописный текст о том, что владельцем облигации является гражданин Васильев Сергей Владимирович (подставное лицо), эта запись заверена поддельной печатью Почепского отделения Сбербанка РФ Брянской области, которым якобы была выдана эта облигация. Подписи контролера и кассира названного банковского учреждения также были поддельными.

На обратной стороне облигации Каплан лично произвел рукописный текст о том, что ее новый владелец - Торосян Андраник Меликович, а также заверил фиктивную запись поддельной печатью Почепского отделения Сбербанка Брянской области.

Затем, имея при себе паспорт А.М. Торосяна, Каплан прибыл в Колпинское отделение Сбербанка РФ и прошел в кабинет начальника отдела кадров - его знакомой, которая не была посвящена в его преступные намерения.

Начальник отдела кадров прошла вместе с Капланом в операционный зал, где представила его работникам банка, и он предъявил контролеру поддельную облигацию N 0009369, паспорт на имя А.М. Торосяна и назвался его родственником.

После ухода начальника отдела кадров из операционного зала Каплан лично расписался в поддельной облигации за Торосяна в получении 24051600 неденоминированных рублей, а также сделал в ней запись о том, что А.М. Торосян проживает в Санкт - Петербурге в доме 15, кв. 60 по улице Подвойского, а прописан в Амурской области по адресу: г. Благовещенск, ул. 50-летия Октября, д. 204, что не соответствовало действительности. Каплан передал облигацию контролеру, таким образом сбыв ее и завладев указанной суммой денег.

При выдаче денег по облигации N 0009369 контролером была составлена ведомость по выкупу облигаций, в которой имеется подпись, выполненная Капланом за Торосяна А.М.

Впоследствии у себя дома совместно с не установленным следствием лицом Каплан Е.А., используя бланки именных облигаций N 0006125 и N 0006133, полученные из неустановленного источника, повторно изготовил именные облигации государственного целевого беспроцентного займа 1990 г., предоставляющие право при погашении в отделениях Сбербанка РФ вместо указанных в них автомобилей "Москвич - 2141" получить 60 процентов их стоимости.

В соответствии с преступной договоренностью не установленное следствием лицо вписало в бланк облигации N 0006125 в качестве владельца Петрову Любовь Ивановну, а в бланк облигации N 0006133 - Кузнецова Владимира Борисовича (которые оказались вымышленными лицами), заверив записи поддельной печатью Почепского отделения Сбербанка Брянской области, и произвольно расписалось за контролера и кассира указанного банковского учреждения, якобы выдавшего эти облигации.

После этого Каплан лично на оборотной стороне облигации N 0006133 произвел рукописный текст о том, что новым владельцем этой облигации является Мкртчян Роза Володяевна, а не установленное следствием лицо указало ее (Мкртчян) владельцем облигации N 0006125, вписав ее данные в указанный бланк и заверив эту запись поддельной печатью Почепского отделения Сбербанка РФ.

В том же Колпинском отделении Сбербанка РФ Каплан, действуя по той же преступной схеме, предъявил поддельные облигации N 0006125 и N 0006133 и получил по ним в общей сложности 31590000 неденоминированных рублей.

После сдачи в кладовую Колпинского отделения Сбербанка РФ погашенной облигации N 0009369 у заведующей кладовой, чье внимание привлекла исполненная мелкими буквами запись от имени Торосяна о получении денег, поделилась своими сомнениями относительно оформления этой облигации с контролером. Контролер вызвала Е.А. Каплана в банк, где последний, выдавая себя за Торосяна, не отрицая факт получения денег, повторно расписался в облигации за Торосяна.

В порядке дополнительной проверки был сделан запрос по факсу в Почепское отделение Сбербанка по поводу выдачи всех трех облигаций. Ответ поступил такой: облигации N N 0009369, 0006125, 0006133 не выдавались, оттиски на них не соответствуют подлинной печати, подписи работников - поддельные.

Итак, по предварительному сговору и совместно с не установленными следствием соучастниками Е.А. Каплан изготовил и сбыл в Колпинское отделение Сбербанка РФ три поддельные государственные ценные бумаги (облигации), причинив ущерб в размере 55641600 неденоминированных рублей. Он совершил преступление, предусмотренное ст. 186 УК.

Вернемся к классификации и особенностям ценных бумаг. В ст. 143 ГК РФ перечислены разнообразные виды ценных бумаг, которые различаются по способам эмиссии, передачи и т.п. В ст. 145 ГК РФ установлены различия прав, удостоверяемых ценной бумагой в зависимости от зафиксированного в ней субъекта.

Права, удостоверенные ценной бумагой, могут принадлежать:

- предъявителю (ценная бумага на предъявителя). Для передачи другому лицу прав, удостоверенных такой ценной бумагой, достаточно вручить ее этому лицу. К таким ценным бумагам относятся: депозитные и сберегательные сертификаты (ст. 844 ГК), сберегательные книжки (ст. 843 ГК), чеки (ст. 877 - 885 ГК), векселя (ст. 815 ГК), коносаменты (ст. 785 ГК), облигации (ст. 816 ГК);

- названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить эти права или назначить своим распоряжением (приказом) другое правомочное лицо (ордерная ценная бумага). Ордерными ценными бумагами могут быть векселя, коносаменты, чеки, для признания держателем которых требуется не только предъявление соответствующей бумаги, но и наличие доказательств тождества ее предъявителя с лицом, указанным в ее тексте или в последней передаточной надписи (индоссаменте). Права по ордерной ценной бумаге передаются путем совершения на ней передаточной надписи - индоссамента;

- названному в ценной бумаге лицу (именная ценная бумага). Такими ценными бумагами могут быть акции, банковские сертификаты, векселя, коносаменты, государственные облигации, чеки, обладающие признаками ордерных ценных бумаг, содержащие прямое указание на конкретное лицо - кредитора и, как правило, именную надпись.

По обязательности к публичному размещению выделяются эмиссионные ценные бумаги, другие ценные бумаги.

Понятие "эмиссионная ценная бумага" дано в ч. 1 ст. 2 Закона "О рынке ценных бумаг". Таковой является любая ценная бумага, в частности бездокументарная, которая характеризуется следующими признаками:

закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке или безусловному осуществлению с соблюдением установленных названным Федеральным законом формы и порядка;

размещается выпусками;

имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Порядок эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг, к которым относятся акция и облигация, регулируется Законом "О рынке ценных бумаг".

Кроме эмиссионных, есть ценные бумаги, которые не подлежат публичному размещению, а выдаются обязанным лицом в каждом конкретном случае (например вексель).

В ГК РФ упомянуты и в определенной мере регламентированы ценные бумаги, являющиеся товарораспорядительными документами (коносамент, складское и залоговое свидетельство).

Квалификация изготовления или сбыта товарораспорядительных документов по ст. 186 УК представляется спорной, поскольку они фактически не оказывают влияния на денежное обращение. Подделка их должна оцениваться как подделка документа (ст. 327 УК), а при намерении получить неправомерную выгоду - как мошенничество либо причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 и 165 УК).

Помимо основных категорий, существуют производные ценные бумаги: обратимые облигации (через определенное время обмениваемые на акции), обратимые привилегированные акции (в течение некоторого времени обмениваемые на обыкновенные акции), специальные ценные бумаги банков и некоторые другие.

Отдельную разновидность производных фондовых ценностей представляют собой права и обязанности, вытекающие из опционных контрактов, то есть договоров, в соответствии с которыми одна из сторон приобретает возможность купить или продать в будущем некоторые ценные бумаги по фиксированной цене, а другая - обеспечить реализацию указанного права.

Является ли юридически значимый документ ценной бумагой или нет, определяется законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке. Согласно п. 2 ст. 44 Закона "О рынке ценных бумаг" <*> Федеральная комиссия по ценным бумагам вправе классифицировать бумаги и определять их виды в соответствии с законодательством России.

--------------------------------

<*> См.: СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

Как известно, кризис 17 августа 1998 г. приостановил действие ряда нормативных актов в связи с реструктуризацией внешнего и внутреннего долга, что непосредственно касается и рассматриваемых вопросов о ценных бумагах как предмете фальшивомонетничества.

Так, в соответствии с Указом Президента РФ "О некоторых мерах по стабилизации финансовой системы Российской Федерации" от 25 августа 1998 г. N 988 и Постановлением Правительства "Об организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг" от 17 августа 1998 г. N 980 было издано Постановление Правительства Российской Федерации "О погашении государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г." от 25 августа 1998 г. N 1007, которым утвержден порядок погашения перечисленных ценных бумаг. Порядок предусматривает условия погашения государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроком погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. и реинвестирования полученных денежных средств от их погашения в другие государственные ценные бумаги или депозитные сертификаты Сберегательного банка.

Порядок рефинансирования государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г. регламентирован письмом ЦБ и Минфина от 28 августа 1998 г.

Добровольная замена государственных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом (ГКО - ОФЗ) со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до 17 августа 1998 г., осуществляемая путем их замены по согласованию с владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств, производится в соответствии с распоряжением Правительства "О новации по государственным ценным бумагам" от 12 декабря 1998 г. N 1787-р и Основными условиями осуществления новации по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до Заявления Правительства и Центрального банка от 17 августа 1998 г. В развитие этих нормативных актов Министерством финансов и ЦБ издано Положение "О порядке осуществления новации по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации от 17 августа 1998 г. путем замены по согласованию с их владельцами на новые обязательства и частичной выплатой денежных средств" от 21 декабря 1998 г. N 258/375-т.

Переходя непосредственно к характеристике состава преступления, предусмотренного ст. 186 УК РФ (фальшивомонетничество), необходимо остановиться на обзоре законодательной базы, регулирующей обращение иностранной валюты в РФ.

В начале XX века, когда становились все шире экономические, культурные, гуманитарные связи между государствами, фальшивомонетничество начало приобретать международный характер. Женевским соглашением от 20 апреля 1929 г. было установлено, что ответственность за изготовление фальшивых денежных знаков должна в равной мере распространяться на фальсификацию как национальной денежной единицы, так и иностранной валюты, независимо от территории, где совершается преступление. Страны - участницы Соглашения, в том числе и Россия, приняли обязательства вести борьбу с фальшивомонетничеством на основе принципов, обеспечивающих единство действий всех государств в изобличении и преследовании фальсификаторов.

Единство в противостоянии фальшивомонетничеству было подтверждено на V (1969 г.) и VI (1977 г.) международных конференциях. Была продолжена выработка согласованных законодательных мер предупреждения преступлений, связанных с подделкой денежных знаков и ценных бумаг, совершенствования организационных и технических средств борьбы с ними. Резолюцией VII международной конференции по борьбе с подделкой денежных знаков (1987 г.) рекомендовано включать в повестку дня всех сессий Генеральной Ассамблеи Интерпола специальный пункт, касающийся подделки денежных знаков.

Однако предпринимаемые мировым сообществом усилия, сравнительная строгость наказаний за фальсификацию денег в большинстве стран, оказывая определенное сдерживающее влияние на рост этой преступной деятельности, все еще не позволяют добиться коренного улучшения ситуации.

Поэтому обязанность защищать иностранную валюту вытекает не только из того, что ее подделка оказывает негативное влияние на денежное обращение в России, но связана и с принятием РФ на себя (в силу правопреемства) обязательств СССР по борьбе с фальсификацией зарубежной металлической монеты, бумажных денег, банковских билетов, имеющих хождение в силу закона, обязательств, закрепленных в международной Конвенции о борьбе с подделкой денежных знаков (Женева, 20 апреля 1929 г.) <*>.

--------------------------------

<*> См.: Постановление 35-го Пленума Верховного суда СССР о разъяснении статьи 22 Положения о государственных преступлениях в связи с Международной конвенцией о борьбе с подделкой денежных знаков, подписанной представителями СССР в Женеве 20 апреля 1929 г. // Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам. С. 7.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 9 октября 1992 г. <*> к иностранной валюте относятся:

--------------------------------

<*> См.: Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. N 45. Ст. 2542.

денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, подлежащие обмену денежные знаки;

средства на счетах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

К ценным бумагам в иностранной валюте в соответствии с п. "б" ч. 4 ст. 1 названного Закона причисляются платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и т.п.), фондовые ценности (акции, облигации и другие долговые обязательства), выраженные в иностранной валюте.

Объективная сторона преступления характеризуется двумя видами альтернативных действий:

изготовлением поддельных денег или ценных бумаг;

сбытом поддельных денег или ценных бумаг.

Под изготовлением понимается:

неправомерное изготовление хотя бы одного экземпляра поддельного денежного знака или ценной бумаги;

подделка (неправомерное внесение изменений, влияющих на изменение ценности) хотя бы одного денежного знака или ценной бумаги.

Фальшивый денежный знак или ценная бумага должны содержать все главные реквизиты настоящих, а именно: сходный носитель информации, наименование и обозначение номинальной стоимости этих предметов на обеих сторонах прописью и цифрами. Иными словами, изготовление фальсификата состоит в создании на должном физическом носителе предметного изображения, внешне схожего с подлинными денежными знаками или ценными бумагами. Степень сходства фальшивок с подлинниками для квалификации их изготовления или сбыта по ст. 186 УК РФ имеет решающее значение - сходство должно быть существенным.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 апреля 1994 г. считается, что изготовление фальшивок может осуществляться любым способом, обеспечивающим существенное сходство по форме, размеру, цвету и другим основным реквизитам с находящимися в обращении денежными знаками или ценными бумагами. Отсутствие такого существенного сходства подделки с подлинниками исключает ответственность по статье 186 УК. В случаях, когда обнаруживается явное несоответствие поддельных денег или ценных бумаг подлинным, действия виновных могут быть квалифицированы как мошенничество (ст. 159 УК). Понятие "существенное сходство" не имеет четкого определения и может пониматься произвольно, что негативно сказывается на практике применения статьи 186 УК РФ.

Вот пример. Следственные органы Тюменской области предъявили обвинение А., сбывшему две фальшивые 50-тысячные купюры, по ч. 1 ст. 186. Областной суд пришел к выводу, что имевшиеся у А. купюры по внешнему виду значительно отличались от подлинных, обнаружение подделки не было затруднительным или невозможным для потерпевших, и эти купюры не могли поступить в обращение. В подтверждение своего вывода суд сослался в приговоре на показания свидетелей, акт криминалистической экспертизы и квалифицировал действия А. по ч. 2 ст. 147 УК РСФСР.

Коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор оставлен без изменения. Заместитель Генерального Прокурора в протесте поставил вопрос об отмене судебных решений и направлении дела на новое рассмотрение. Президиум Верховного Суда протест удовлетворил по следующим основаниям.

Из заключения эксперта - криминалиста, по мнению суда, оставившего приговор без изменения, следует, что имевшиеся у А. купюры внешне значительно отличались от подлинных денег и обнаружение подделки на глаз не было затруднительным или невозможным. Однако такого вывода заключение не содержит. Наоборот, эксперт - криминалист указал, что купюры были детально исследованы с использованием микроскопа. Установлено их совпадение с оригиналом по наличию и размещению фрагментов изображения, по цвету, а их отличия от оригинала определены с помощью ультрафиолетовых лучей.

Потерпевшие показали, что продали А. продукты питания и тот расплатился с ними 50-тысячными купюрами, похожими при осмотре на настоящие.

Таким образом, основываясь на показаниях потерпевших, можно сделать вывод: фальшивые купюры, по существу, поступили в обращение.

Еще один пример. Некто Коткин совместно с Алиевым и Швецом, используя копировально - множительный аппарат ксерокс "KONICA" U-BIX 280 Z P-20403 и обыкновенную писчую бумагу, изготовили способом электрографии с сухим проявлением и термосиловым закреплением изображения 3880 черно - белых ксерокопий билетов Банка России достоинством 1000 рублей каждый (разместив по 4 копии с двусторонним изображением на каждом листе бумаги). Затем цветными карандашами китайского производства раскрасили ксерокопии, сделав 12 поддельных билетов Банка России, из которых четыре сбыли.

Действия обвиняемых были квалифицированы следствием только по ст. 186 УК на основании того, что поддельные купюры имели сходство с настоящими по форме, размеру, цвету и основным реквизитам.

Сопоставление приведенных примеров показывает, насколько по-разному можно трактовать на практике указания Пленума ВС РФ о существенном сходстве фальшивок с подлинниками при том, что именно существенное сходство является решающим условием для квалификации действий виновных по ст. 186 УК РФ.

В связи с этим следует отметить, что в параграфе 485 главы 25 УК штата Нью - Йорк (США) для признания изделия подпадающим под понятие "фальшивый денежный знак" применяется термин "схожесть" <*>. Такой подход, на наш взгляд, правильнее, поскольку часть степеней защиты денег (например магнитная краска) не воспринимается органами чувств человека. Ультрафиолетовые краски недоступны невооруженному глазу, прочесть микротекст может далеко не каждый, абсолютно точно размеры денежного знака или ценной бумаги без измерительных приборов тоже сложно оценить.

--------------------------------

<*> Penal Law of the State of New York, 1983 - 84 N.Y. Gould Publikication. Перевод П.А. Бородина, И.Д. Козочкина // М., 1985.

Еще один пример. В апреле 1997 г. в Рязани было обнаружено множество фальшивых 100-долларовых купюр. Фактура бумаги, точность рисунка оказались практически идентичны оригиналу - купюры легко проходили машинный контроль. Фальшивки выдал размер: поддельные купюры были длиннее настоящих на 2 мм <*>. Очевидно, что оценка этого расхождения с помощью категории "существенное сходство" может быть неоднозначна. Для признания факта фальшивомонетничества не следует трактовать "существенное сходство" как неопровержимое без применения специального анализа сходства поддельных денежных знаков и ценных бумаг с подлинными.

--------------------------------

<*> См.: Российская газета. 1997. 11 апреля.

Вторая часть объективной стороны преступления, предусмотренного статьей 186 УК, - сбыт фальсификатов.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, данным в п. 5 Постановления N 2 от 28 апреля 1994 г., сбыт фальшивых денежных знаков и ценных бумаг выражается:

в использовании их в качестве средства платежа при оплате товара или услуги;

в размене;

в дарении;

в даче взаймы;

в продаже;

совершении иных подобных действий.

Не могут рассматриваться как сбыт действия обладателя фальшивых денежных знаков или ценных бумаг, представляющие собой различные формы избавления от них: выбрасывание, сожжение, оставление без надзора.

Из криминализованных законодателем действий, на первый взгляд, выпадает транзит фальшивых денежных знаков и ценных бумаг. Однако действия курьеров, осуществляющих хранение или доставку фальшивок от изготовителя до оптовых и непосредственных распространителей, думается, следует определять все же как сбыт, несмотря на то, что формально сбыта курьеры не совершают. Действия курьеров и лиц, осуществляющих заранее обещанное хранение фальшивых денег или ценных бумаг, представляют собой фрагмент сбыта. В этом случае имеет место разделение ролей в преступных группах.

Субъективная сторона фальшивомонетничества характеризуется прямым умыслом по отношению к совершаемым действиям. Лицо, совершившее акт фальшивомонетничества, должно сознавать, что:

изготавливает фальшивые денежные знаки или ценные бумаги;

сбывает фальшивые деньги или ценные бумаги и желает делать это.

Умысел виновного включает в себя осознание общественно опасного характера совершаемых действий, направленности их на изготовление или сбыт фальсификатов.

Квалифицирующими признаками (ч. 2 ст. 186 УК) являются изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг в крупном размере либо лицом, ранее судимым за такое же преступление.

Частью 3 ст. 186 предусмотрена ответственность за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг организованной группой. Основные признаки организованной группы - устойчивый характер и предварительное объединение для совершения преступления.

В.Д. Ларичев, доктор юридических наук, профессор.




Звоните мне:
8 (921) 637-22-84
8 (904) 630-69-50
8 (921) 361-09-23
написать письмо цены задать вопрос

15 февраля 2016г.

Инвестиционное подразделение «Альфа-групп» — компания «А1» — подала три иска против компании «Евродон», занимающей первое место на российском рынке производителей мяса индейки

прочитать подробнее » »


4 февраля 2016г.

Знаковое решение принял Верховный суд России: он признал законным лишение прав водителя, затеявшего ссору с пешеходом.

прочитать подробнее » »



наверх страницы

Адвокат Зайцев Алексей Васильевич
Санкт-Петербург, тел. 8(921)637-22-84, 8(904)630-69-50, 8(921)361-09-23
отправить e-mail