о субъекте преступления, предусмотренного ст. 337 УК РФ (
Адвокат Зайцев Алексей Васильевич
юридические услуги, консультации, помощь адвоката
юридическим лицамгражданамабонентское обслуживаниеполезноевопросы и ответыобо мнецены
комментарии к законодательству
госпошлины - оплата, размер, особенности
нотариусы Санкт-Петербурга
суды Санкт-Петербурга
прокуратуры Санкт-Петербурга
отделы милиции Санкт-Петербурга
следственные изоляторы Санкт-Петербурга
мировые судьи Санкт-Петербурга
словарь юридических терминов


полезное | комментарии к законодательству | уголовные дела | о субъекте преступления, предусмотренного ст. 337 УК РФ ("самовольное оставление части или места службы")

о субъекте преступления, предусмотренного ст. 337 УК РФ ("самовольное оставление части или места службы")

В Вооруженных Силах Российской Федерации не изжиты случаи совершения отдельными военнослужащими различных видов уклонения от военной службы, в том числе самовольного оставления части или места службы (ст. 337 УК РФ).

Общественная опасность самовольного оставления части или места службы заключается в нарушении установленного порядка прохождения военной службы, снижении боеготовности подразделения или части, а в ряде случаев и в том, что оно создает почву для совершения других преступлений (хищений, хулиганства и др.).

Для правильного применения ст. 337 УК РФ важно знать, кто может быть привлечен к ответственности.

Статья 337 УК РФ содержит четыре части. В ч. 1 субъектом преступления назван военнослужащий, проходящий военную службу по призыву; в ч. 2 - военнослужащий, отбывающий наказание в дисциплинарной воинской части; в ч. 3 - военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, а также военнослужащий, проходящий военную службу по контракту. В ч. 4 субъект преступления не назван.

Вместе с тем состав преступления, предусмотренный ч. 4 ст. 337 УК РФ, характеризуют те же деяния, которые названы в ч. 3 ст. 337 УК РФ. Деяния в ч. 3 ст. 337 УК РФ определены в виде самовольного оставления части, а равно неявки в срок без уважительных причин на службу. Деяния, предусмотренные ч. 3 и ч. 4 статьи, различаются лишь по признаку продолжительности их совершения. Следовательно, названные в ч. 4 ст. 337 УК РФ деяния никто иной, кроме лиц, указанных в ч. 3 статьи, совершить не может.

Таким образом, субъектами самовольного оставления части или места службы могут быть военнослужащие, либо проходящие военную службу по призыву, либо проходящие военную службу по контракту, либо отбывающие наказание в дисциплинарной воинской части.

Все субъекты рассматриваемого преступления имеют общий признак - они являются военнослужащими. Неправильное признание тех или иных лиц военнослужащими очень часто приводит к судебным ошибкам. В УК РФ нет определения "военнослужащий". Это понятие раскрыто в нескольких Федеральных законах <*>. Их анализ позволяет выделить такие обязательные признаки военнослужащего. Это:

--------------------------------

<*> Федеральные законы: "Об обороне" от 31 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475; "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2063.

- наличие гражданства (Российской Федерации либо иного государства);

- определенный порядок прохождения военной службы (в том числе и порядок поступления на военную службу);

- наличие статуса военнослужащего (приобретение и утрата которого связаны не только с началом и окончанием военной службы, но и с определенным порядком ее прохождения).

Рассмотрим их.

1. Военную службу, являющуюся особым видом государственной службы, проходят граждане Российской Федерации и иностранные граждане <*>. Еще совсем недавно ее проходили только граждане РФ. В связи с вступлением в силу 1 ноября 2003 г. Федерального закона от 11 ноября 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты" <**> прохождение военной службы стало возможным и для иностранных граждан.

--------------------------------

<*> См. ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

<**> См.: СЗ РФ. 2003. N 46 ( ч . I). Ст. 4437.

Таким образом, иностранным гражданам предоставлен национальный режим в части доступа и прохождения государственной военной службы.

Вместе с тем право на доступ к государственной службе является производным (дополнительным) правом от основного - права граждан участвовать в управлении государством <*>. Согласно ст. 32 Конституции РФ только граждане РФ имеют право участвовать в управлении государством. В связи с этим, думается, установление для иностранных граждан национального режима в части, касающейся предоставления им права доступа к государственной военной службе, нарушает это конституционное положение.

--------------------------------

<*> См.: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. В.В. Лазарева. М., 1997. С. 147 - 148; Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4 т. Т. 1 - 2. Отв. ред. Б.А. Страшун. М., 1995. С. 114.

Иностранные граждане вправе добровольно поступать на военную службу только на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами. Это связано с неукомплектованностью солдатских и сержантских должностей. Известно, что только в ВС РФ 542 тыс. таких должностей <*>. Эти должности заняты на 95% (514,9 тыс.), т.е. 27,1 тыс. должностей не укомплектованы.

--------------------------------

<*> Яшманов Б. Солдат нет. Служба идет // РГ. 8 декабря 2001 г.

Несмотря на отсутствие личного состава для укомплектования ВС РФ и острую необходимость в этом, думается, что нельзя идти путем нарушения конституционных положений.

В иных видах государственной службы поступление иностранных граждан не предусмотрено. В этом усматривается нарушение права на признание равнозначности видов государственной службы. Но, пока в ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военная служба признается особым видом федеральной государственной службы (а не обычным видом федеральной государственной службы, как это предусмотрено в ст. 6, 19 Федерального закона "О системе государственной службы в Российской Федерации"), основания для восстановления нарушенного права нет.

Лицо без гражданства не вправе проходить военную службу, а следовательно, не может признаваться субъектом рассматриваемого преступления.

2. Раскрыть понятие "порядок прохождения военной службы" можно, ответив на следующие вопросы: а) Что такое военная служба? б) Где проходят военную службу? в) Как проходят военную службу?

а) Военная служба - это особый вид федеральной государственной службы (ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Статьи 6, 19 Федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" определяют военную службу не как особый вид, а как вид федеральной государственной службы. Определение военной службы как особого вида федеральной государственной службы косвенно свидетельствует о той весьма значительной роли, которая отводилась и отводится этому институту в политике и экономике государства. Новым определением утверждаются принципы деполитизации военной службы и регулирования ее только законом. Для понимания этого необходимо время. Поэтому до внесения изменений в ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (на сегодняшний день они не внесены) положение о военной службе, данное в Федеральном законе "О системе государственной службы Российской Федерации", не действует. Таким образом, на сегодняшний день военная служба - это особый вид федеральной государственной службы.

б) Военную службу проходят (исполняют):

- граждане РФ - в Вооруженных Силах Российской Федерации; в пограничных войсках; во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации; в Железнодорожных войсках Российской Федерации; в войсках гражданской обороны; в инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти; в Службе внешней разведки Российской Федерации; в органах федеральной службы безопасности; в федеральном органе специальной связи и информации; в федеральных органах государственной охраны; в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации; в воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; в создаваемых на военное время специальных формированиях (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе");

- иностранные граждане - в Вооруженных Силах Российской Федерации; других войсках, воинских формированиях и органах (п. 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Из приведенных перечней следует, что иностранные граждане не могут проходить военную службу в Службе внешней разведки Российской Федерации, а также в воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Военнослужащие (как граждане РФ, так и иностранные граждане) могут также проходить военную службу в федеральных органах государственной власти, других государственных органах и учреждениях, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, международных организациях в соответствии с международными договорами Российской Федерации, государственных унитарных предприятиях. Например, если они прикомандированы к указанным организациям (ст. 44 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Так, военнослужащий, прикомандированный к аппарату Государственной Думы Федерального Собрания РФ, совершивший деяние, предусмотренное ст. 33 УК РФ, может быть признан субъектом этого преступления.

в) Военную службу граждане РФ проходят в различном порядке: по призыву или добровольно (по контракту), а иностранные граждане - только добровольно (по контракту) (п. 2 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Прохождение службы по призыву и по контракту по общему правилу возможно только по достижении гражданином РФ (иностранным гражданином) 18 лет.

3. С понятием "порядок прохождения военной службы" тесно связано понятие "статус военнослужащего". Можно выделить два вида статуса военнослужащего, проходящего военную службу, - по контракту и по призыву.

Как правило, для многих категорий военнослужащих наименования вида статуса военнослужащего и порядка прохождения военной службы, а соответственно моменты приобретения статуса и начала одноименного порядка прохождения военной службы (и их окончания) совпадают. Этот вывод соответствует п. 2 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" о том, что статус военнослужащих приобретается с началом военной службы и утрачивается с ее окончанием.

В отношении таких категорий военнослужащих, как, например, граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, в практике военных судов обычно не возникает сложностей при определении того, когда они становятся военнослужащими (и, следовательно, когда могут нести соответствующую ответственность), а когда перестают ими быть.

Рядовой С., осужденный военным судом гарнизона за самовольное оставление части или места службы, в кассационной жалобе указал, что не мог быть осужден, так как к моменту оставления части или места службы не принял военную присягу. Окружной военный суд признал обоснованным привлечение С. к уголовной ответственности за уклонение от военной службы, так как суд первой инстанции правильно применил положение п. 10 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", в соответствии с которым началом военной службы для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, считается день убытия из военного комиссариата к месту прохождения военной службы. Поскольку С. прибыл к месту службы и был зачислен в списки личного состава части, он в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" имел статус военнослужащего и, соответственно, к моменту совершения самовольного оставления части являлся субъектом преступления против военной службы. Непринятие осужденным военной присяги в данном конкретном случае юридического значения не имело.

Сложности в практике военных судов возникали в связи с неточным установлением момента окончания военной службы <*>.

--------------------------------

<*> См.: Обзор судебной практики по делам о преступлениях против военной службы и некоторых должностных преступлениях, совершаемых военнослужащими, от 27 декабря 2001 г. // КонсультантПлюс: Судебная практика.

Окончанием военной службы в соответствии с п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

При этом военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы, за исключением случаев, когда: военнослужащий находится на стационарном лечении; военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком; военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас; военнослужащий участвует в походах кораблей; военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного; военнослужащий безвестно отсутствует - до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; военнослужащий находится под следствием, а также в иных случаях, установленных Положением о порядке прохождения военной службы.

Согласно п. 12 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" в срок военной службы не засчитываются: время пребывания в дисциплинарной воинской части; время самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше десяти суток. Это положение закона не было учтено в деле П.

Прапорщик П. военным судом гарнизона признан виновным в самовольном оставлении части и уклонении от военной службы в период с 15 июля по 14 октября 1999 г. и осужден на основании ч. 4 ст. 337 УК РФ. Фактически П. отсутствовал в части с 15 июля до 29 ноября 1999 г. (до момента его задержания). 14 октября 1999 г. истек срок военной службы, указанный в его контракте. Поэтому суд первой инстанции не вменял в вину П. самовольное отсутствие в период с 15 октября до 29 ноября 1999 г. Это решение суда первой инстанции признано незаконным. В соответствии с п. 12 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" самовольное оставление части свыше десяти суток в срок военной службы не засчитывается. Таким образом, с момента самовольного оставления части П. (15 июля 1999 г.) течение срока его военной службы было фактически приостановлено, в связи с чем к 14 октября 1999 г. срок военной службы, указанный в его контракте, не истек. П. до 29 ноября продолжал оставаться военнослужащим и, соответственно, субъектом указанного преступления.

Определенная проблема в практике военных судов возникла в связи с привлечением к ответственности за рассматриваемое преступление курсантов (граждан, не проходивших военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования).

Закон устанавливает, что возникновение прав, обязанностей и ответственности военнослужащих связано с приобретением ими того или иного вида статуса военнослужащего, а не с признанием того, когда военнослужащий начал проходить военную службу в том или ином порядке <*>.

--------------------------------

<*> См. ст. 1 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Это положение очень важно. Его нельзя не учитывать, особенно при привлечении к уголовной ответственности за совершение преступлений против военной службы военнослужащих названной категории, а также граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания высших учебных заведений, которым присвоено звание офицера.

Приобретенный ими статус военнослужащего и порядок прохождения военной службы (порядок поступления их на военную службу) не совпадают. Например, согласно п. 2 ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" курсанты из числа граждан, не проходивших военную службу, добровольно поступают на военную службу, но до заключения с ними контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Иными словами, каждый такой курсант по своему статусу является военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а по порядку поступления на военную службу - военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Если за совершение преступлений против военной службы привлекать к ответственности этих военнослужащих без учета норм о статусе, только в соответствии с нормами, регламентирующими порядок прохождения военной службы, то неизбежны ошибки.

Курсант первого курса военного института Т., не достигший 18 лет, до заключения контракта самовольно оставил часть более чем на 10 суток, но менее 1 месяца. Т. вменялось в вину совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 337 УК РФ. Приговором гарнизонного военного суда Т. был оправдан за отсутствием состава преступления. Окружной военный суд, Военная коллегия Верховного Суда РФ и Президиум Верховного Суда РФ приговор оставили в силе. Решения вышестоящих судебных инстанций были основаны на следующем. Прохождение военной службы по призыву и по контракту в силу положений Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" возможно только по достижении гражданами 18 лет. Согласно ст. 331 УК РФ к уголовной ответственности за преступления против установленного порядка прохождения службы привлекаются военнослужащие, которые проходят военную службу по призыву либо по контракту. На военную службу Т. не призывался и по своему возрасту также не относился к военнослужащим по призыву. Статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, который Т. приобрел, поступив в военный институт, не свидетельствует о том, что он может нести уголовную ответственность за совершение данного преступления. Статусом же военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, Т. еще не обладал <*>.

--------------------------------

<*> См.: Военно-уголовное право (вкладка в журнал "Право в Вооруженных Силах". 2002. N 10). С. 7 - 8.

Таким образом, судебная практика пошла по пути непризнания субъектом преступления против военной службы гражданина, не достигшего 18-летнего возраста, не проходившего военную службу, добровольно поступившего и зачисленного в военное образовательное учреждение профессионального образования, до заключения с ним контракта, несмотря на приобретение им в силу закона статуса военнослужащего, проходящего службу по призыву.

Иными словами, судебные органы "увязали" ответственность военнослужащего не с его статусом, а с порядком поступления на военную службу и возрастом.

Однако Т. должен признаваться субъектом преступления, вмененного ему в вину, так как именно статус военнослужащего и его законное приобретение гражданином определяют ответственность, в том числе уголовную. В этом вопросе автор полностью разделяет позицию кафедры уголовного права Военного университета <*>.

--------------------------------

<*> См.: Там же.

Эта позиция подтверждена и разъяснениями Военной коллегии Верховного Суда РФ в обзоре практики рассмотрения ею гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 2000 г. <*>.

--------------------------------

<*> См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2001. N 11. С. 15 - 16.

Разъяснения даны по очень важным и относящимся к рассматриваемому вопросу положениям Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе": о сроках окончания военной службы и статусе военнослужащих.

Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы военнослужащих, у которых срок прохождения службы по контракту истек, необходимо считать не день истечения срока контракта, а день исключения из списков воинской части.

Согласно этому же положению Закона военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока прохождения им военной службы. В то же время Закон не предусматривает "автоматического прекращения прав и обязанностей военнослужащего лишь на том основании, что срок прежнего контракта истек. Именно поэтому практика военных судов и Военной коллегии идет по пути признания за военнослужащими всех прав и преимуществ ДО МОМЕНТА ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ СПИСКОВ ЛИЧНОГО СОСТАВА ЧАСТИ. Например, так разрешаются жалобы военнослужащих о предоставлении отпусков, выплате денежного довольствия и другие. Аналогичным образом должны решаться и вопросы о привлечении их к дисциплинарным И ДРУГИМ ВИДАМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ" <*> (выделено мной. - Автор).

--------------------------------

<*> См.: Там же.

Таким образом, момент окончания военной службы Военная коллегия Верховного Суда РФ жестко "увязала" со статусом военнослужащего, по существу подтвердив законодательно установленное правило: если военнослужащий пользуется правами, свободами и льготами по статусу военнослужащего, то он должен нести ответственность в соответствии с занимаемым статусом. С утратой статуса военнослужащего гражданин перестает считаться военнослужащим и не может признаваться субъектом преступлений против военной службы.

Было бы логично распространить это правило (действие статуса военнослужащего, а не порядка прохождения им военной службы или поступления на военную службу) в приведенном выше уголовном деле. Однако этого сделано не было. Хотя курсант сознательно поступил на военную службу, стал военнослужащим, приобрел соответствующий статус. Понимал это: пользовался правами и льготами по статусу, у него с момента поступления в военное образовательное учреждение начал учитываться стаж военной (федеральной государственной!) службы.

Относительно возраста привлечения к ответственности данной категории военнослужащих необходимо сказать следующее. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (ст. 35) разрешает поступать в военные образовательные учреждения гражданам по достижении 16-летнего возраста, становиться военнослужащими (курсантами), а следовательно, и нести ответственность с указанного возраста. Уголовный закон хотя и не содержит положений о возрасте наступления уголовной ответственности военнослужащих, но, устанавливая 16-летний возраст наступления уголовной ответственности для всех лиц (ст. 20 УК РФ), позволяет и обязывает привлекать к уголовной ответственности военнослужащих-курсантов.

Таким образом, позиция Военной коллегии и Президиума Верховного Суда РФ, выраженная в решении по конкретному уголовному делу, расходится с позицией, изложенной Военной коллегией Верховного Суда РФ в обзоре практики рассмотрения гражданских (военно-административных) дел. Хотя обе позиции по существу высказаны относительно одной проблемы, а именно - о сроках прохождения военной службы, статусе и юридической ответственности военнослужащих.

Такое расхождение не может способствовать правильному пониманию законодательства о военной службе. Думается, нормы закона о статусе, порядке и возрасте поступления на военную службу военнослужащих-курсантов, не достигших 18 лет, в делах о преступлениях против военной службы необходимо применять с учетом ч. 2 ст. 14 УК РФ о малозначительности деяния либо дополнить УК РФ положением о возрасте наступления уголовной ответственности военнослужащих.

Таким образом, военнослужащий как субъект преступлений против военной службы (в том числе преступления, предусмотренного ст. 337 УК РФ) характеризуется следующими обязательными признаками:

- является гражданином России либо иного государства;

- проходит (поступает) военную службу в добровольном порядке (по контракту) либо по призыву;

- имеет статус военнослужащего.

Антонов Ю.И., аспирант Российской академии правосудия.




Звоните мне:
8 (921) 637-22-84
8 (904) 630-69-50
8 (921) 361-09-23
написать письмо цены задать вопрос

15 февраля 2016г.

Инвестиционное подразделение «Альфа-групп» — компания «А1» — подала три иска против компании «Евродон», занимающей первое место на российском рынке производителей мяса индейки

прочитать подробнее » »


4 февраля 2016г.

Знаковое решение принял Верховный суд России: он признал законным лишение прав водителя, затеявшего ссору с пешеходом.

прочитать подробнее » »



наверх страницы

Адвокат Зайцев Алексей Васильевич
Санкт-Петербург, тел. 8(921)637-22-84, 8(904)630-69-50, 8(921)361-09-23
отправить e-mail